ИГРОВОЕ КИНО

Белый ягель

режиссер: Владимир Тумаев

Не плачь

режиссер: Евгений Крылов

НЕИГРОВОЕ КИНО

ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ. СЛОВА. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

режиссер: Александр Куприн

Колокольные звоны июля

режиссер: Галина Крымова

АЛЬФА и ОМЕГА

режиссер: Евгений Крылов

ДОМ на КАМНЕ

режиссер: Евгений Крылов

Моя родня

режиссер: Родион Исмаилов

Прогресс по расписанию

режиссер: Юлий Кун

Дыхание тундры

режиссер: Михаил Горобчук

ДИСТРИБУЦИЯ

АНИМАЦИЯ

ОТЕЦ

режиссер: Михаил Горобчук

Кукушка

режиссер: Михаил Горобчук







Неигровое кино

Дети Святых
Россия

Жанр: культурно-просветительский
Режиссер: Елена Печкурова

Автор: Евгений Кукарин
Длительность: 39 минут

О чем и о ком наш фильм - говорит его название.

Собор Русской Православной Церкви в 2001 году канонизировал священнослужителей, массово расстрелянных в 1937/1938 годах за один только факт принадлежности к сословию.

Это СВЯТЫЕ, которые максимально близки нам во времени: по церковной традиции от кончины до признания святости должно пройти минимум несколько десятилетий. НОВОМУЧЕННИКИ оставили нам потомков – своих детей, и знакомство с ними – и есть наша «история для кино»…

Москвич РОСТИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ КАНДАУРОВ, ветеран Великой Отечественной войны, сегодня как самой высокой наградой гордится тем, что его отец, священник Николай Кандауров, расстрелянный на Бутовском полигоне, ныне почитается как СВЯЩЕННОМУЧЕННИК.

Недавно из жизни ушла ЕЛИЗАВЕТА МАКАРОВА, дочь священника в селе Иваново Владимирской области, расстрелянного в 37м. Её дети и внуки недавно едва ли не в первый раз пришли в церковь уже на её отпевание, где Елизавету Васильевну давно знали и любили, и сегодня могут говорить о ней много и по-доброму. Осталась видеозапись экскурсии, которую дочь новомученника проводила для местных детей.

Священник СЕРГИЙ ЛАБУНСКИЙ, клирик Коломенской Духовной Семинарии, сам из старого священнического рода. Его прапрадед священник Федор Крюков был расстрелян 11 ноября 1937 года.

Расстрелян и предок благочинного Соловецкого монастыря игумена ИАНУАРИЯ.

Это – герои нашего фильма-размышления о непрерывности духовного наследия.

История России от Руси – это история её духовного стержня. Святые, по выражению одного из отцов Церкви - золотая цепь, на которую нанизываются все новые и новые звенья. Можно также сравнить это с эстафетой – передачей огня Духа от одного к другому, от I века до XXI, или - с передачей отцом сыну всего своего достояния, знаний и опыта.

Таких примеров в нашей истории много. Вот лишь один, но весьма значительный: Святой адмирал Федор Ушаков. Вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского - великого воина в духовной брани. Для семейства Ушаковых пример дяди всегда был постоянным предметом бесед среди родственников и служил назидательным примером и самому будущему адмиралу, причисленному к лику святых уже в наши дни.

Есть историческая традиция: годы благоденствия сменяют катастрофы, кризисы, затишья – потрясения, мир рушит война. Но, так или иначе, каждый последующий год уже предопределен веками того, что уже было, следы, уроки, чаще – невыученные уроки прошлого, видны в дне сегодняшнем.

Но в духовной традиции найти эти отпечатки, послания прошлого в настоящее, куда труднее. Духовная жизнь, протекающая внутри каждого из нас неявна, не кричит, не выстреливает вокруг себя лозунгами. Тем важнее видеть её, отмечая главное.

Почти каждая церковь, которая была закрыта в тридцатые годы, дала своего новомученника – священника, дьякона, старосту-мирянина, расстрелянных за одну только принадлежность к Православной Церкви. Они не были в массе своей при жизни праведниками, но у каждого перед смертью был выбор – отречься, и сотни и сотни их, канонизированных в последние годы, показали крепость веры, верность Богу и Церкви.

Христиане ХХ-го века, в отличии от ранних христиан не боролись со львами, им не предлагали совершать жертвоприношений языческим богам, но ведь не внешнее сходство делает людей равными по чести и достоинству. И если мученичество древних христиан было в большинстве случаев на глазах у многих людей, что составляло назидательный пример гибели за правду, то гонимым христианам ХХ-го века не давали умереть мученниками правды – их оклеветывали, позорили, как возмутителей общественного порядка, как людей бесчестных, как врагов своего народа. Страшна и ужасна была эта клевета человеческая от своих же. Погибали они бесславно, безизвестно, тайно. И такое не прошло бесследно. Как бы не имея примера перед своими глазами, не слыша слов Господа, наши соотечественники за немногим исключением поверхностно относятся к подвигам новых мученников и исповедников российских, и почти не помнят и не знают их. А ведь «кто чтит подвизающихся за веру, - говорит святитель Василий Великий, - тот явным образом имеет равную с ними ревность по вере. Почитание их имеет отношение к Самому Владыке Христу Богу, Которому они послужили, ради которого они пострадали»

Массовые репрессии обернулись разрывом поколений. ХХ век прервал духовно-историческую традицию. И сегодня, к сожалению, только дети новомученников, родившиеся в двадцатые-тридцатые годы, в судьбы которых впечатаны следы их отцов, еще могут передать опыт живого общения с ними, внуки и правнуки зачастую даже не заходят в церковь.

Нарушена одна из заповедей Божиих –«чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»....И последствия этого, к сожалению, трагичны. Но всегда есть надежда на возрождение, на то, что маленькие ростки памяти, которые еще хранят родные и близкие новомученников, все же пробьются и дадут нам благодатные всходы знаний истинного христианского подвига.

Здесь и сейчас мы попытаемся увидеть и осмыслить наше время не как следствие вереницы событий и фактов «физических», но нащупать в нем непрерывность эстафеты духа – и это вопрос не только веры.

Фильм не ставит своей задачей исследование вопросов «прикладной теологии» - «от общего к частному». Напротив – мы погружаемся в единичные судьбы и находим в них всю полноту Веры, Истории, в боли семьи – вся трагедия прошлого века…

Рассказ о великих вехах истории чреват тем, что перемолотые ею жертвы буду восприниматься как абстрактные величины, не трогающие сердец.

И есть другая ошибка – думать о новомученниках, как о жертвах бесполезных.

Доверительная, интимная интонация рассказа каждого из наших героев о своем Святом родственнике по крови – историю частную выведут на уровень Истории общей, чтобы каждый зритель мог понять и почувствовать, что и он тоже– один из детей тех Святых, расстрелянных в тридцатые…


Автор – Евгений Кукарин

Консультант – священник Константин Кравцов




Вернуться в каталог