ИГРОВОЕ КИНО

Белый ягель

режиссер: Владимир Тумаев

Не плачь

режиссер: Евгений Крылов

НЕИГРОВОЕ КИНО

ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ. СЛОВА. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

режиссер: Александр Куприн

Колокольные звоны июля

режиссер: Галина Крымова

АЛЬФА и ОМЕГА

режиссер: Евгений Крылов

ДОМ на КАМНЕ

режиссер: Евгений Крылов

Моя родня

режиссер: Родион Исмаилов

Прогресс по расписанию

режиссер: Юлий Кун

Дыхание тундры

режиссер: Михаил Горобчук

ДИСТРИБУЦИЯ

АНИМАЦИЯ

ОТЕЦ

режиссер: Михаил Горобчук

Кукушка

режиссер: Михаил Горобчук







Неигровое кино

Служить Нельзя Творить
Россия

Жанр: культурно-просветительский
Режиссер: Елена Печкурова

Автор: Евгений Кукарин
Длительность: 39 минут

«Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех…»
Б.Пастернак

Где поставить недостающую запятую во фразе:
«служить нельзя творить»?

Быть священником и при этом оставаться светской «богемой» - музыкантом, поэтом, художником – возможно ли в принципе?
Имеет ли право батюшка на «внецерковные» сюжеты?
Где грань между правом на творчество и полной самоотдачей священнослужителя?


«Девяностые» и «нулевые» дали Православной Церкви новый тип «батюшек»: хорошее светское образование, вполне сложившаяся карьера, состоявшаяся жизнь. Бывшие «технари» или «гуманитарии», военные, врачи, инженеры, учителя выбирали духовное служение. И, хотя никто не мечтал о такой профессии в начале пути, в какой-то момент решение принять сан было уже вполне естественным продолжением жизни.

Но есть среди батюшек, чей жребий ныне – небольшие приходы и скромная жизнь вне суеты больших городов, те, кто «в прошлой жизни» вполне мог бы заслужить славу своим творчеством. Да, сегодня известность, скажем, поэта, писателя, художника или музыканта – дело негромкое, но здесь не только в числе почитателей суть. А само право на творчество, естественное для любого человека, для священника ограничено не только внутрицерковной самоцензурой, но и тем, что служение в принципе не должно оставлять сил на что-то иное.

«Сберегающий» себя в творчестве художник – личность ущербная по определению Пастернака. Но есть и такое понятие, как «священник живет на земле, а работает на небесах» - так как же ему сочетать, скажем, церковную проповедь и житейскую прозу?

Для таких людей выбор между служением Церкви и привычным занятием профессией едва ли не в прямом смысле разрывает душу…

Но вот есть и исключения.

Наш фильм посвящен именно таким, на первый взгляд странным героям. Но в том-то все и дело, что хочется разобраться, а странно ли то, что многие священнослужители не оставляют свою творческую деятельность, стараясь наоборот, внести в нее глубокий «миссионерский» смысл, чтобы пытаться донести слово Истины до тех, кому сложно воспринять ее сегодня по- другому?

Мы и хотим рассказать о таких людях, с разными человеческими судьбами, разных профессий, но объединенных едиными устремлениями души – стремлением к творчеству и стремлением к Богу.

Итак, вот некоторые из наших героев.

В Церкви много людей, оставивших профессию музыканта ради службы, но протоиерей Андрей Бондаренко, клирик Свято-Покровского кафедрального собора белорусского Гродно, известен и как активно работающий композитор.

Принявшему сан художнику удобно стать иконописцем, куда сложнее – оставаться в рамках светского жанра.

Протоиерей Николай Николаевич Абрамов, настоятель Свято-Смоленского прихода Мурома, призванию не изменил, но теперь служение мешает если не занятиям живописью, то уж точно - заслуженной славе художника: на выставки, саморекламу, работу «на заказ» нет времени.

Да только ли в нехватке времени дело?

Не оставляет творчества поэт – протоиерей Сергий Круглов из Минусинска.

Его коллега и по служению, и по музе – священник Константин Кравцов – служит в Москве.

Даже в небольшом провинциальном приходе историй, из которых писатель может извлечь мораль, наберется достаточно.

Священник Александр Дьяченко автор почти двухсот рассказов, но подчеркивает – он интерпретирует жизнь, а сочинять «из головы», как и положено настоящему писателю, батюшкам совершенно невозможно – слишком «другая» профессия.

Но несколько иная точка зрения – у священника Георгия Белодурова, автора фантастического романа «Всемирный полдень».

Алексей Романов (в монашестве – Рафаил, иеродьякон) - петь начал еще в школе. Крестился и духовно окормлялся у известного пастыря отца Валериана Кречетова. По его же благославлению в начале 90-х отправился послушником в Оптину Пустынь, там и был рукоположен в иеродьяконы, там же стал келейником российского старца Илия. Батюшка Илий благословил отца Рафаила на создание в 20005 году «Православной музыкальной дружины «Сыновья России». Отец Рафаил является автором музыки, вокалистом и гитаристом. Первый концерт «дружины» состоялся в Ярославле, в память Новомученников и исповедников Российских. На сегодняшний день выпущенно более 10-ти музыкальных альбомов с песнями.

Мы постараемся поразмышлять с героями фильма на различные темы: можно ли жить «на два фронта» - и в службе и в творчестве? Нет ли тут опасной и тонкой грани соприкосновения добра и зла, ведь нередко творчество может принести отрицательный результат и нанести большой урон духовному становлению священнослужителя и окружающих его людей? О чем можно и нужно сегодня разговаривать языком творческим с нашими соотечественниками и особенно, с подрастающим поколением, привыкшем к развлечениям и не желающим зачастую воспринимать разговоры о серьезных проблемах нравственности и духовных ценностях, патриотизме и прочем?.... Вопросов много, но мы хотим услышать ответы и по возможности, как можно объемнее показать «результаты» творческого поиска наших героев.

Ведь у каждого из них есть своя высшая цель, и какова она – от этого зависит, куда поставить свою запятую во фразе, вынесенной нами в заглавный титр фильма «СЛУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ ТВОРИТЬ»?

Этот фильм – первый, обративший внимание на такую проблему.

Автор Евгений Кукарин



Вернуться в каталог